Бизнес-идея: Производство кормов для животных

Совсем недавно довольно не просто было себе представить, что производство и реализация кормов для домашних животных, а также огромного множества других домашних питомцев, может стать очень прибыльным и рентабельным бизнесом. После распада СССР все корма для питомцев поставлялись из-за зарубежных стран. Немногим позднее производители кормов стали открывать филиалы своих предприятий на территории России.
Постоянная востребованность и популярность фабричных кормов для домашних животных и крс объясняется значительным удобством по сравнению с пищей домашнего приготовления: можно сэкономить много времени, гораздо удобнее использовать и при этом питание остается сбалансированным.

Наибольший объем кормов для животных изготавливается непосредственно в центральной части страны, что связано с расположением производственных комплексов основных гигантов. Также существуют и другие довольно крупные производители. Большая часть этих компаний занимается производством различных комбикормов. Однако, благодаря тому, что на рынке доминирующее место занимает сегмент кормов для сельскохозяйственных животных, многие производители переориентировали свое производство, осознавая все возникающие перспективы и возможности в этом секторе.

Производство кормов для животных в нашей стране составляет всего несколько процентов от общего мирового рынка, оборот которого составляет около 70 млрд долларов. Ежегодно объемы производства кормов в России увеличиваются на 18-20 %. Но при этом сохраняется огромный потенциал для его дальнейшего развития.

Наиболее выгодным конечно является бизнес по изготовлению кормов для собак и кошек, но более удобен в плане ведения бизнес по производству экструдированных кормов посредством грануляторов и экструдеров. Производство кормов для рыб, птиц и прочих домашних питомцев довольно сильно уступает более крупному сектору, а объем реализации составляет порядка 22-24 %. Всю массу комбикормов можно разделить на несколько видов, которые будут отличаться по цене, следовательно, и по качеству: премиум, экономкласс и суперпремиум. Самые дорогие корма, как заявляют производители, лучше усваиваются организмом животных и обогащены различными дополнительными добавками.
Также немаловажным преимуществом, которое существовало совсем недавно, является производство специализированных кормов: диетические корма, для питомцев старше десяти лет, корма для домашнего скота определенной породы, для стерилизованных животных и прочее. Но в последе время подобную продукцию узкой направленности начали выпускать предприятия среднего и нижнего сегмента.

Статистические данные свидетельствуют, что наибольший объем продаж среди российского потребителя приходятся на корма экономкласса. Более того, согласно проведенным опросам, среднестатистический владелец фермерского хозяйства тратит на корма довольно крупные суммы.

Ассортимент продукции

Если вы хотите открыть собственный бизнес по производству кормов для животных необходимо, для начала, определиться с ассортиментом продукции вашего будущего предприятия. Все корма можно разделить на несколько основных типов: консервированные, влажные и сухие. Стоит отметить, что самой большой популярностью пользуются сухие корма не только во всем мире, но и в России.

Подобную продукцию можно производить по различным технологиям: методом прессования, выпаривания или гранулирования. Главное различие между этими типами заключается, чаще всего, в финальной стадии всего процесса.

Метод прессования – наиболее популярный способ производства. На начальном этапе с помощью дробилки молоткового типа сырье размалывается до получения однородной массы (напоминающей грубую муку). После чего все необходимые сухие компоненты тщательно вымешиваются в специальном ленточном смесителе. Этот этап очень важен, так как в случае нарушения технологического процесса питательные вещества могут неравномерно распределиться по отдельным гранулам.

После этого готовый полуфабрикат переходит на стадию прессования. После прохождения специальной обработки, смесь поступает в экструдер, состоящий из барреля с винтом. В итоге получаются гранулы, которые помещают в специальную сушилку, где они высушиваются в течение 20-25 минут. На данном этапе особенно важно поддерживать температурный режим, в противном случае гранулы могут стать очень хрупкими из-за чрезмерной потери влаги либо, наоборот, не досушиться. На конечной стадии производства корм в течение 15 минут охлаждается, глазируется и расфасовывается по пакетам.

Влажные корма изготавливаются практически таким же образом. Но существуют некоторые отличия. Например, экструдер для изготовления влажного корма должен работать при низкой температуре, чтобы сырье не подсушивалось, а, наоборот, обогащалось влагой, приняло и сохранило пористую структуру. Влажность такого корма начинается от 25 % (сухого – около 10%), следовательно, он требует специальных условий хранений. Чтобы избежать появление плесени в кормах с высокой влажностью, в них добавляют различные ингибиторы. Влажные корма для животных упаковывают в герметичную упаковку, которая способна сохранить влагу.

Консервированные корма для питомцев отличаются высоким процентом содержания мясных продуктов, следовательно, технологический процесс изготовления значительно отличается. На начальном этапе все необходимые компоненты перемешиваются с помощью специального миксера. Температура в процессе перемешивания постепенно поднимается и крахмал, присутствующий в сырье, превращается в желе. После чего, горячая смесь специальной машиной выкладывается в банки, которые перед этим проходят обработку паром. После того как банки запечатают, их помещают в стерилизатор, где будут уничтожены все опасные бактерии. На последнем этапе банки с кормом помещаются в охлаждающую камеру, наклеиваются этикетки, потом они расфасовываются по коробкам.

По большей части, весь процесс производства кормов для домашней живности не имеет особых отличий от производственных технологий продуктов питания для людей. Единственная разница состоит в сырье, которое используется в производстве. Например, в состав влажных и сухих кормов чаще всего входят жир, мясо, злаковые культуры, различные добавки из концентратов микроэлементов и витаминов.

В состав консервированных продуктов входит очень много мясных продуктов и непосредственно мяса (чаще всего хрящи, вымя, желудки, мясокостные хвосты, жиры, прочие субпродукты мясной промышленности, рыбо- и мясокостная мука), которые смешиваются с различными минералами, витаминами и некоторыми зерновыми добавками. Однако, несмотря на тип корма, сырье для их производства требует специальных условий для хранения и транспортировки.

Стоит заметить: абсолютно у каждого производителя кормов для домашних животных есть собственные определенные технологии и рецептуры производства. На самом деле, именно рецептура является главным секретом и обладает ценностью для любого производителя. В любом случае разработка рецептуры стоит очень дорого, особенно с учетом того, что специалистов в этой сфере не очень много. Кроме того, любой продукт перед запуском в производство должен обязательно пройти тестирование.

Очень часто компании, которые занимаются продажей производственного оборудования также предлагают купить рецептуру для производства корма, чаще всего специализированную для разных пород животных. Но обычно корма, изготовленные по такой рецептуре, не отличается высоким качеством.

Оборудование для производства корма

Оборудование необходимое для производства кормов для животных совершенно разное, и может стоить от 500 тыс. рублей до нескольких млн долларов, которое включает в себя обучение персонала и предпусковые работы. Не каждая компания может себе позволить приобрести высококачественную производственную линию. Поэтому многие производители в нашей стране отдают заказы более крупным предприятиям. А сырье чаще всего закупается на мясокомбинатах.

Производственная компания «Агротехсервис-14» предлагает российским фермерам и владельцам сельскохозяйственного бизнеса в России лучшие цены на экструдеры зерновые, грануляторы комбикормов, зерноочистительные машины и др.оборудование.

Средняя производственная линия может изготовить до 1,5 тонны готовой продукции в смену. Мощность такой линии порядка 100-120 кВт. Обычно, небольшие компании производят до 25 тонн готового корма ежемесячно. Для одной производственной линии, которая состоит из 2 экструдеров, смесителей, дробилок, питателей и дозирующего, весового и дозирующего оборудования, необходимо помещение площадью не менее 220 кв. м. Не следует забывать про помещение под склад. Чтобы обеспечить бесперебойную работу всего этого оборудования потребуется минимум 4-5 человек.

Окупаемость производства

При расчете окупаемости установлено, что затраты на производство одной тонны готовой продукции, учитывая расходы на заработную плату сотрудникам, электроэнергию, сырье и упаковку, составляют 9000-10000 рублей. На оптовом рынке стоимость корма для собак и кошек колеблется от 13000 до 16000 рублей за одну тонну.

По большей части от стоимости оборудования напрямую зависят и сроки окупаемости. Если приобрести более дешевую линию стоимостью до 1,5 млн рублей, предприятие может окупиться уже через 5-6 месяцев. Но обычно эти линии часто ломаются, что приводит к периодическому простою и большим убыткам. Более того, корм для домашних животных, который был произведен на дешевом оборудовании по дешевой рецептуре, чаще всего выпускается под неизвестной маркой, особым спросом среди потребителей не пользуется, даже если он имеет низкую цену. Стоит также учесть расходы на уплату налогов, приобретение или аренду складских и производственных помещений.

Каналы сбыта кормов

Систему сбыта стоит продумать еще на этапе планирования бизнес-плана. Также стоит помнить про продвижение и рекламу своей продукции.
Большинство мировых производителей способны потратить много миллионов на рекламу по радио и телевидению. Но у многих компаний в Российской федерации бюджет довольно скромный, следовательно, они склоняются к иным методам продвижения: спонсирование различных выставок и акций, разработка партнерских программ для магазинов сельхозпродукции и фермерских клубов. Последнее, конечно, особенно не повлияет на увеличение продаж, но поможет вашему бренду стать узнаваемым.

Оптимально наладить производство гранулированной продукции в связи с большим спросом на потребительском рынке, в итоге рынок сбыта:

  • фирмы-посредники;
  • фермерские хозяйства;
  • питомники;
  • зоопарки;
  • заповедники;
  • частные хозяйства.

Преимуществом реализации кормов являются регулярные оптовые закупки различными государственными и частными компаниями, а также розничная продажа физическим лицам, содержащим крупный рогатый скот и домашнюю птицу.

Самый идеальный вариант – продвинуть свою продукцию в торговые сети. Но стоить помнить, что молодой компании добиться этого практически невозможно. Следовательно главная цель для «новичков» — наладить сотрудничество с вышеперечисленными источниками. Даже если товар не будет отличаться широким ассортиментом, зато он всегда будет на виду у потенциальных клиентов. Многие производители, особенно на начальном этапе, предлагают крупным сельхозмагазина, пусть и небольшие, но бесплатные партии своей продукции, что дает возможность просто находиться в их магазинах.

Небольшие фирмы, производящие корм для домашних питомцев, предпочитают напрямую сотрудничать с потребителем: раздают буклеты и листовки со всей информацией о своем ассортименте, размещают рекламу на радио и в местных изданиях.

Технико-экономическое обоснование бизнеса изготовления комбикормов

Уважаемые читатели, имея огромный опыт в изготовлению оборудования по производству экструдированных комбикормов, мы будем рады сделать полный расчет капитальных затрат: оборудование, доставка, монтаж, пуско-наладочные работы, начальный запас сырья и обслуживание оборудования.

Назад к статьям